Однажды, будучи в гостях у своей невесты, один молодой художник, то ли в шутку, то ли всерьез, похвалился, что умеет предсказывать по руке будущее. От желающих узнать судьбу не было отбоя. Его невеста Лена тоже спросила: «А мне что скажете?». Он взял ее руку и с испугом промолвил: «Через полгода вы умрете». Наступила гробовая тишина. Родители девушки очень рассердились на жениха и выгнали его прочь.
Этим художником был Кузьма Петров-Водкин.
Он ушел, но Лену не забыл. Вскоре Кузьма получил большой заказ – панно «Богоматерть с младенцем», для церкви травматологической клиники в Петербурге. Образу «Богоматери» художник придал черты любимой. Инцидент был исчерпан. Молодые люди не расставались. Девушка вдохновляла Петрова-Водкина, помогала чем могла. За работой они мечтали о будущем. Но, ровно через полгода, Лена заболела скарлатиной и умерла. Кузьма считал себя невольным виновником ее смерти. Чтобы не впасть в депрессию, он с головой окунулся в работу, а вскоре уехал в Париж.
* * *
Обладал ли художник неким даром судить сложно, но некоторые факты из его биографии поражают мифическими совпадениями.
Город, где родился и рос будущий мастер, стоял на Волге и, естественно, все ребята постоянно бегали на речку купаться. Однажды Кузьма заплыл на середину и стал тонуть. С берега его заметил лодочник, который не мешкая бросился в воду и вытащил мальчика. А через неделю утонул сам. И тогда будущий живописец взял простой кусок жести, на котором нарисовал лодку, людей и небо, а внизу написал: «Погибший за других. Вечная тебе память». Это и стало его первым шагом в искусстве.
* * *
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в провинциальном городе Хвалынске, что недалеко от Саратова. Его странная фамилия появилась благодаря деду, который был сапожником, и, соответственно, сильно пил, из-за чего в городе его прозвали Водкиным. Так и родилась двойная фамилия.
После четырех классов городского училища мальчик начал работать в артели иконописцев. Его работы увидел приезжий архитектор и увез Кузьму с собой в Петербург, где помог поступить в училище барона Штиглица. Затем Петров-Водкин 7 лет учился в училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Серов и Коровин. В 1901 году он уезжает в Мюнхен. Согласно легенде туда он приехал своим ходом, на велосипеде. В 1905 году он уже работает в Париже, а затем в Италии и Африке.
Из этих поездок художник привез много картин и стихи. Кузьма всерьез увлекался не только живописью, но и литературой. Как-то он принес одну свою поэму в редакцию и предложил напечатать. Там его встретил человек, коротко стриженный, небольшого роста и как две капли воды похожий на него самого. Это был Горький. Он довольно грубо сказал Петрову-Водкину: «Куда ты лезешь со своими стихами?», чем напрочь отбил у Кузьмы желание заниматься литературой. И только в 1928 году художник вновь взялся за перо, написав несколько рассказов, пьес и три повести.
Свою собственную, очень оригинальную живописную манеру Петров-Водкин нашел довольно поздно. Когда он писал картину «Памяти Врубеля», ему вдруг пришло в голову, что можно работать всего тремя красками: красной, желтой и голубой. Так родилась знаменитая трехцветная гамма Петрова-Водкина – его фирменный знак. В этой гамме он написал самые знаменитые произведения и, в том числе, - «Купание красного коня». Это удивительная картина. От нее исходит какая-то магия. Но появилась она далеко не сразу. Сначала картина была очень реалистической. Ее он писал с крестьянского жеребца, а для фигуры мальчика позировал его двоюродный брат, который в 1937 году был арестован.
И когда картина уже была почти закончена, Петров-Водкин случайно попал на выставку древнерусской иконы, после чего он решил переписать «Красного коня». Картина сразу же приобрела другой смысл: символический и даже пророческий. Во всяком случае, считалось, что красный конь – это цвет революции и ее символ. От политики художник был очень далек. И когда разговор заходил на политические темы, он говорил: «Не впутывайте меня в это. Там сам черт ногу сломит!».
* * *
Будучи в Париже он познакомился с девушкой Марой, на которой вскоре женился. Вот как она сама об этом вспоминает: «В начале 1906 года нас посетили две туристов, которые искали недорогое жилье в пригороде Парижа. Серьезное выражение их лиц понравилось моей матери, и она показала им комнату, которая в то время была свободна. Более молодой, шатен серыми глазами, носил бородку и усы, на нем была бархатная курточка и фетровая шляпа. Это был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, который должен был провести у нас три месяца. Он был таким серьезным, что я не могла представит себе, что он заметит меня.
Позднее он мне сказал, что с первого момента, когда он меня увидел, то решил, что я должна стать его женой. Вскоре он предложил написать мой портрет, сказав, что с самого начала нашего знакомства это является его единственным и страстным желанием. Я согласилась позировать. Во время третьего сеанса, в перерыве, он подошел ко мне и неожиданно спросил: «Мадемуазель, вы согласны стать моей женой?».
Портрет жены, 1906 г
Вместе они прожили более 30 лет. Она служила ему музой, поддерживала и помогала ему во всем. В моменты разлуки Петров-Водкин писал: «Думаю о тебе и о своей работе — это все, что у меня есть. Хочу передать тебе немного моей веселости, а когда я печален, мне хочется быть подле тебя, подле твоего сердца и сидеть там тихо-тихо, чтобы забыть все мои печальные думы... Я рад, что у меня есть моя Мара, мой маленький товарищ, моя гордая и честная жена, которая с полной доверчивостью входит в мою необычную и тяжелую жизнь. Знай, что ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях... Я нашел свою Эвридику!».
Почти 16 лет у супругов не было детей. Все их попытки родить ребенка заканчивались неудачей. Петров-Водкин был близок к отчаянию. Он неистово начал рисовать картины, на которых изображал кормящих работниц и мадонн, тем самым прося у неба наследника. И чудо случилось.
К концу беременности у Мары возникли серьезные проблемы со здоровьем. Врачи высказывали опасения по поводу угрозы жизни. На что Петров-Водкин заявил, что в любом случае бороться нужно за жизнь ребенка. От Мары сей факт не скрыли. Но она настолько сильно любила мужа, что поддерджала его и в этом: «Я заявила, что спасать должны не меня, а ребенка,— пишет она в своей книге,— и оформила решение в письменном виде. Муж был потрясен, что я готова была пожертвовать жизнью ради его заветной мечты». Но все закончилось хорошо и счастью супругов не было предела.
Портрет дочери, 1935 год
Но жизнь художника была полна удивительных фактов. Через несколько месяцев Наталья Кальвайц, ближайшая подруга Мары, рожает дочку. Одно время они жили все вместе, в одной квартире. И отцом этого ребенка был тоже Кузьма Петров-Водкин. Естественно, Мара от всего этого не испытывала восторга. Но она была очень слаба. Да и положение иностранки не оставляло ей выбора и она смирилась. Наталья Кальвайц вскоре уехала в Польшу и следы ее затерялись.
* * *
В голодные годы Петров-Водкин заболел туберкулезом. Врачи запретили ему заниматься живописью, потому что от запаха красок начинали болеть легкие и он сильно кашлял. Кузьма Сергеевич уехал из Петрограда в Детское село на свежий воздух. Рисовать ему было нельзя, поэтому он начал писать мемуары.
Незадолго до смерти Петров-Водкин все-таки вернулся к живописи. Он решил написать групповой портрет своих друзей-писателей. Это оказалось не так просто. «Пишу, пишу – ничего не выходит», - жаловался он. И долго не знал, как это сделать лучше.
Пока в один прекрасный день вместо Толстого не решил посадить Пушкина. Такой портрет, в конце концов, и получился: Пушкин, Андрей Белый и Петров-Водкин – невероятное сочетание! Но, согласитесь, автор «Красного коня», может себе позволить находиться в одном ряду с Пушкиным!
На нашем канале на YouTube можно посмотреть небольшой ролик «Картины К.С.Петрова-Водкина на почтовых марках» >>>
* * *
Продолжить тему русских художников хотим новостью о, наверное, самом ярком событии в мире искусства - выставке картин Архипа Ивановича Куинджи, которая открылась в Третьяковской галерее.
Художник очень самобытный. Сын бедного сапожника-грека, рано остался без родителей. С детства любил живопись и рисовал везде, где только можно – на заборах, обрывках бумаги, стенах. Кстати, точная дата его рождения доподлинно неизвестна. Искусствоведы предполагают, что это 1843 год. Значит, в 2018 году можно отметить 175 лет со дня его рождения!
Все картины Куинджи буквально пропитаны светом. Вот что писал о нем Репин: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи»
Выставка состоит из 3 разделов: «Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности».
«Тайна ночи». Именно в этих картинах, по мнению экспертов, талант мастера раскрыт полностью – луна, ночные пейзажи, закат. Все это завораживает и притягивает взгляд.
«В просторах вечности». Здесь мы видим морские пейзажи, горы и Крым, который так любил художник.
В разделе «Притяжение земли» представлены картины о природе. В том числе знаменитая «Березовая роща».
Кстати, не все знают, что были разработаны эскизы для серии марок с одноименным названием. Марки так и не выпустили, а эскизы затерялись. Только три из них удалось найти.
Одно можно сказать, что если бы эти марки увидели свет, то ими, без преувеличения, восхищался бы весь мир.