Итак, остановились мы на двух марках серии 1937 года, с изображением здания, «идентификация» которого для нынешних филателистов представляет загадку, хотя, если судить по каталогам, с ним все предельно ясно – это как бы возможная будущая штаб-квартира ТАСС. Можно предположить, что на почтовой миниатюре запечатлен некий другой проект здания телеграфного агентства. Но вся интрига заключается в том, что автор его, все тот же Илья Голосов, и ни к РОСТА, ни к ТАСС не имеет никакого отношения!
* * *
Для начала – немного московской городской истории советской поры. Пушкинская площадь в 1930-е годы представляла собой непривычное для сегодняшнего глаза зрелище:
И она, в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, должна была измениться! Смысловой ключ к ее «реновации» лежал, как считалось, на поверхности: здесь сходились «информационные нервы» Страны Советов: свое новое здание обжила редакция газеты «Известия», в доме Сытина сидели «правдисты», здесь же находилось здание Всесоюзного радио, неподалеку, на Сретенском бульваре – редакция самого популярного в стране журнала «Огонек». Поэтому решение о том, чтобы сюда же «переехало» и информационное агентство РОСТА было очевидным. Встать новое здание агентства должно было на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Место это, к слову, оказалось запечатленным на советских марках:
Именно на месте изображенного на ней дома, по проекту архитектора Ильи Голосова, и должен был встать двадцатиэтажный небоскреб телеграфного агентства. В нижней части высотки планировалось разместить столовую и технические службы, а выше – рабочие помещения сотрудников.
Проект был утвержден, старые здания, что стояли на этом месте, снесли, на стройплощадке начались работы, но почти сразу возникли серьезные технические сложности, связанные, в первую очередь, с особенностями грунта – это была общая проблема для всей Тверской улицы. В конце концов городские власти приняли кардинальное решение и вообще запретили строить на этом месте высотное здание, Архитектор предложил было новый проект, но информационное агентство не стало дожидаться и переехало в здание ниже по Тверскому бульвару.
Можно, конечно, было бы предположить, что на почтовой миниатюре запечатлен некий другой проект здания телеграфного агентства. Но вся интрига заключается в том, что автор его, все тот же Илья Голосов, и ни к РОСТА, ни к ТАСС не имеет никакого отношения! Хотя информационно-идеологический «стержень» в нем тоже присутствует. Это проект Дома книги в Орликовом переулке и у него своя интересная история.
В 1930 году в СССР было образовано Объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ). Тогда же в объединенную систему государственной книжной торговли перешли и все книжные магазины страны. В соответствии с этим и было решено построить в Москве Дом книги. Архитекторы взялись за дело: проект И. Голосова стал одним из наиболее ярких и выразительных. В «высотке» должны были, по его соображениям, расположиться не только полтора десятка новых специализированных советских издательств, здесь должен был открыться и самый большой книжный магазин, и постоянно действующая выставка книжных новинок. На момент выхода в свет почтовых миниатюр в 1937 году окончательного решения по Дому книги городские власти еще не приняли. Но уже через год они посчитали, что проект И. Голосова чересчур «помпезен» для Дома книги и решили реализовать другой проект, автором которого был архитектор Л. Великовский.
Правда, и его настолько основательно «оптимизировали», что в итоге сегодня мы имеем следующее:
Но, как оказалось, Илья Голосов обладал каким-то удивительным чувством предвидения, иначе чем можно объяснить, что именно в этом районе Москвы, неподалеку от его несостоявшегося Дома книги, сегодня стоят сразу две «сталинские» высотки. Это:
– гостиница «Ленинградская»
– здание бывшего Министерства транспортного строительства (ныне «Трансстрой»):
Летом 1937-го, когда серия марок предстала перед взорами членов архитектурного творческого сообщества, вопроса о том, что на них изображено, не возникло – авторы состоявшихся и несостоявшихся проектов были еще живы. Неразбериха началась позднее – в конце 1950-х годов, когда в каталоге почтовых марок СССР, выпущенном Главной филателистической конторой Дом книги вдруг «оборотился» Домом ТАСС.
Что стояло за этим – простая халатность, недогляд или что-то «политическое», сегодня, честно говоря, не важно. Сам Илья Александрович Голосов к тому времени уже скончался и поправить издателей не мог, но удивительно, что никто из его учеников (а Голосов много лет преподавал в МАРХИ) не обратил внимания на досадную путаницу, которая уже много лет присутствует в отечественной филателистической литературе и продолжает тиражироваться из издания в издание.
Может, пришло время ее все-таки исправить?
Сергей Шаров
PS Михаил Бернер, в своем комментари, рассказал историю еще одного интересного дома, расположенного на Тверской. В народе его прозвали «Дом под юбкой.
«Дом под юбкой» на Тверской улице.
Так выглядела скульптура балерины на башне дома на Тверской.
Так выглядит дом сейчас.
Так выглядело кафе «Стойло Пегаса».