Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Дом Аэрофлота. История и метаморфозы

2019-03-21 12:04:51, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

«Дело надо делать, товарищи, и делать его хорошо!»

Есть нечто символическое в том, что одним из последних знаков почтовой оплаты, выпущенных в 1991 году в СССР, стал блок с изображением Верховного Совета РСФСР в Москве. Прямо или косвенно он «подвел черту» под целым «букетом» филателистических тем советского периода, в том числе связанных с историей изменения облика нашей столицы. А кроме того, хотя и опосредованно, с историей отечественной авиации и освоением Крайнего Севера.

Но обо всем по порядку.

Известно, что нынешний Белый дом строили в 1960-1980-е годы по проекту известного советского архитектора Дмитрия Чечулина. «Широкой» филателистической общественности, «плотно» не занимающейся темой советской архитектуры, это имя может быть известно разве что из каталожного описания марок из серии «сталинских» высоток, выпущенных в 1950 году, хотя взглянуть на них «вживую» удается не всем – они сегодня уже пребывают в разряде редких.

Между тем, в советской филателии архитектурное наследие Д. Чечулина представлено достаточно широко. А в целом его «тиражирование» уступает разве что кремлевской Спасской башне.

Судите сами. Начнем с московского метро:

Заглянем на ВДНХ. Павильон «Украина»:

«Пройдемся» по Тверской улице. Здание Моссовета: надстраивалось и приобретало нынешний привычный облик по проекту Д. Чечулина:

Еще одно достроенное им знаменитое здание на той же улице – Концертный зал имени П.И. Чайковского:

И памятник В. Маяковскому (в паре со скульптором А.Кибальниковым) неподалеку от него:

Знаменитая «высотка» на Котельнической набережной:

Гостиница «Пекин». Ее начали строить еще в 1930-х годах, а заканчивали в 1950-х. Очень скоро отношения с КНР у Советского Союза испортились и «китайская» тема исчезла из отечественной филателии. Но «Пекин» остался на почтовых конвертах:

Один из крупнейших в мире открытых плавательных бассейнов «Москва». В свое время Д.Чечулин участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов, который собирались строить на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Дворец так и не построили, но в конце 1950-х годов Д.Чечулин «вернулся на стройплошадку» и спроектировал бассейн:

Архитектор вообще, как говорится, «без обид» возвращался на площадки, на которых «не пошли» его проекты, как и к самим проектам, по тем или иным причинам когда-то не нашедшие своего воплощения. Яркий пример – московское Зарядье, где в 1947 году по его проекту началось возведение еще одной «высотки»:

До смерти И. Сталина возвести ее не успели, а с приходом Н. Хрущева стройку и вовсе забросили – но остался готовый стилобат. На нем, опять же по проекту Д. Чечулина, построили знаменитую гостиницу «Россия»:

Но вернемся к Белому дому и метаморфозе, которая с ним произошла.

Его первоначальный вариант Д.Чечулин спроектировал еще… в 1934 году с расчетом на другое место и, естественно, совсем под другую организацию. Здание должно было встать в конце улицы Горького напротив Белорусского вокзала. И должен был стать Центральным домом Аэрофлота, где предполагалось разместить все его учреждения, а также отделения банка, почтамта, сберкассу, большой клуб, экспериментальные лаборатории и даже музей.

С пропагандистской точки зрения идея «посадить» Дом Аэрофлота в этом месте имела все основания: здесь «сходились» транспортные пути, связывавшие Москву с внешним миром. С одной стороны площади - Белорусско-Балтийский вокзал, на который прибывали практически все поезда из-за границы. С другой стороны – Дом Аэрофлота, от него брало начало Ленинградское шоссе, которое еще называли проспектом Авиации. Трасса вела к «воздушным воротам» города – Центральному аэродрому имени М. Фрунзе на Ходынском поле и первому в стране пассажирскому аэровокзалу, к слову, на тот момент одному из крупнейших в мире.

Позднее Д.Чечулин вспоминал, что проектирование Центрального дома Аэрофлота было осуществлено в очень короткие сроки – за два с половиной месяца. Однако вопрос с новой планировкой площади Белорусско-Балтийского вокзала так и не был решен окончательно, и все застопорилось на стадии эскизных проектов.

Сергей Шаров

Продолжение следует - Почему Дом Аэрофлота на карте Москвы так и не появился, и в каком проекте Д.Чечулина,  спустя несколько десятилетий, он нашел свое «отражение». 



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Антарктида. Неведомая земля
  • История британских памятных марок
  • История Минина и Пожарского
  • Атомный век. «Многовалентный» Флеров
  • Музыка марок
  • Марки для благотворительности
  • Ностальжи. Забытое хобби
  • Мост на Аляску, или стоит ли покупать Гренландию?
  • Альфонсы бывают разные
  • Марки разные читать
  • Физик и лирик
  • Возобновляемая энергия
  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии
  • Мариза Хилз. Женщина-легенда
  • Из жизни отдыхающих
  • Художники на марках. Почему так, а не иначе?
  • Достижения Викторианской эпохи
  • Велосипедная неделя в марках
  • Истории с провенансом. Марки для музыкантов
  • Королева Британской Империи
  • Цветочное шоу - на марках и в саду
  • Ювелир Его Императорского Величества
  • Знаменитые брюнетки на почтовых марках
  • Необычное путешествие конвертов
  • Марки со странностями и курьезами
  • Марки, которых не было
  • Истории с провенансом. Филателист-зоолог
  • Жизнелюбие и образ советского человека
  • Как филателия помогла разоблачить военных преступников
  • От рекламы Kodak до детского журнала
  • Пришли мне бумаги почтовой, вина и сыру
  • Дом с садом за прививку
  • Великая леди аэрофилателии
  • Подвиг ваш бессмертен
  • День радио
  • Мы - Молодая гвардия рабочих и крестьян!
  • Покровители филателии
  • Итоги юбилейного аукциона
  • Коллекция для родителей
  • От сына шахтера до придворного гравера
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»? Часть II
  • «Советский Союз»: что осталось «за кадром»?
  • Кто пополнил Список выдающихся филателистов
  • Notre-Dame de Paris. Внеси свой вклад в реконструкцию
  • История с провенансом. Выставка женских работ
  • Космические «целинники»
  • Огненное небо над Парижем
  • Через коллекцию я познаю мир
  • Эра космических открытий
  • Почтовая марка Пермского уезда
  • К истории «спартакиадной» серии. Окончание
  • Супергерои в филателии
  • Благоверная жена филателиста
  • Любимая женщина Юлия и Марка
  • Тем, кто любит погорячее
  • История «спартакиадной» серии. Часть II
  • Истории с провенансом. Жил-был художник один
  • Уникумы с рубля
  • Почему Спартак не пошел на Олимп? К истории «спартакиадной» серии
  • Джаз и рафинад чешских почтовых марок
  • Дом Аэрофлота. Часть II
  • Дом Аэрофлота. История и метаморфозы
  • История с провенансом. Заслуженный филателист Великобритании
  • Приглашает «Варшавка»
  • Как Иран входил в советскую филателию. Часть II
  • Охота на львов: как Иран входил в советскую филателию
  • Антон Макаренко. Воспитание сердцем
  • Борис Кисин. Возвращение
  • Страны-призраки
  • Марки-призраки
  • «Коллекции России». Итоговая точка
  • Русские забавы. Масленица
  • Возвращение нашего Беринга
  • Без кота и жизнь не та
  • Наши соседи, белые медведи
  • Самсон Гамлетович, Мямлик и кот манул
  • История с провенансом. Гиганты филателии: Альфред Лихтенштейн
  • Сергей Филатов: Наша цель - возродить былые традиции
  • Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва
  • Жизнь Гренландии во время войны
  • Латвия. Лучшая марка 2018 года
  • Salon de Mai. Совместная реальность
  • Повод для подарков
  • Дом-оборотень. Расставим точки над «и»
  • Дом-оборотень попал в каталог
  • Менделеев. Тайна гениальности
  • Литература в марках: Жюль Верн
  • Памятная марка малой Родины
  • «Космонавт N…». История одной марки
  • Марки из вашей коллекции
  • Прогулка по Тверской. Филателистическая история. Продолжение
  • Прогулка по Тверской, или О чем рассказала одна почтовая марка
  • Иудаика в филателии Молдовы
  • Цены "УРА В КОСМОС"
  • Нарцисс. Трагедия любви
  • За давностью лет
  • От царского штемпеля - до советского
  • ТОП-10 самых выдающихся марок Канады
  • Такси на почтовых марках
  • Вторая мировая: блокада Ленинграда
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II
  • В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
  • Истории с провенансом. Пять писем для семьи Рамсей
  • Эрос и Психея. Вечная любовь
  • Марки - это о том, что мы живем...
  • Гайдар шагает впереди!
  • ТОП-10. Самые эффектные марки 2018 года
  • Судьба коллекции в руках коллекционера
  • Певцы и марки
  • Португальские сладости - фасоль, с горькой ноткой миндаля
  • Как оформляют свои собрания марок
  • Как остановить фальшивки?
  • Он - не читатель, он - писатель