Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Дом Аэрофлота. История и метаморфозы

2019-03-21 12:04:51, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

«Дело надо делать, товарищи, и делать его хорошо!»

Есть нечто символическое в том, что одним из последних знаков почтовой оплаты, выпущенных в 1991 году в СССР, стал блок с изображением Верховного Совета РСФСР в Москве. Прямо или косвенно он «подвел черту» под целым «букетом» филателистических тем советского периода, в том числе связанных с историей изменения облика нашей столицы. А кроме того, хотя и опосредованно, с историей отечественной авиации и освоением Крайнего Севера.

Но обо всем по порядку.

Известно, что нынешний Белый дом строили в 1960-1980-е годы по проекту известного советского архитектора Дмитрия Чечулина. «Широкой» филателистической общественности, «плотно» не занимающейся темой советской архитектуры, это имя может быть известно разве что из каталожного описания марок из серии «сталинских» высоток, выпущенных в 1950 году, хотя взглянуть на них «вживую» удается не всем – они сегодня уже пребывают в разряде редких.

Между тем, в советской филателии архитектурное наследие Д. Чечулина представлено достаточно широко. А в целом его «тиражирование» уступает разве что кремлевской Спасской башне.

Судите сами. Начнем с московского метро:

Заглянем на ВДНХ. Павильон «Украина»:

«Пройдемся» по Тверской улице. Здание Моссовета: надстраивалось и приобретало нынешний привычный облик по проекту Д. Чечулина:

Еще одно достроенное им знаменитое здание на той же улице – Концертный зал имени П.И. Чайковского:

И памятник В. Маяковскому (в паре со скульптором А.Кибальниковым) неподалеку от него:

Знаменитая «высотка» на Котельнической набережной:

Гостиница «Пекин». Ее начали строить еще в 1930-х годах, а заканчивали в 1950-х. Очень скоро отношения с КНР у Советского Союза испортились и «китайская» тема исчезла из отечественной филателии. Но «Пекин» остался на почтовых конвертах:

Один из крупнейших в мире открытых плавательных бассейнов «Москва». В свое время Д.Чечулин участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов, который собирались строить на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Дворец так и не построили, но в конце 1950-х годов Д.Чечулин «вернулся на стройплошадку» и спроектировал бассейн:

Архитектор вообще, как говорится, «без обид» возвращался на площадки, на которых «не пошли» его проекты, как и к самим проектам, по тем или иным причинам когда-то не нашедшие своего воплощения. Яркий пример – московское Зарядье, где в 1947 году по его проекту началось возведение еще одной «высотки»:

До смерти И. Сталина возвести ее не успели, а с приходом Н. Хрущева стройку и вовсе забросили – но остался готовый стилобат. На нем, опять же по проекту Д. Чечулина, построили знаменитую гостиницу «Россия»:

Но вернемся к Белому дому и метаморфозе, которая с ним произошла.

Его первоначальный вариант Д.Чечулин спроектировал еще… в 1934 году с расчетом на другое место и, естественно, совсем под другую организацию. Здание должно было встать в конце улицы Горького напротив Белорусского вокзала. И должен был стать Центральным домом Аэрофлота, где предполагалось разместить все его учреждения, а также отделения банка, почтамта, сберкассу, большой клуб, экспериментальные лаборатории и даже музей.

С пропагандистской точки зрения идея «посадить» Дом Аэрофлота в этом месте имела все основания: здесь «сходились» транспортные пути, связывавшие Москву с внешним миром. С одной стороны площади - Белорусско-Балтийский вокзал, на который прибывали практически все поезда из-за границы. С другой стороны – Дом Аэрофлота, от него брало начало Ленинградское шоссе, которое еще называли проспектом Авиации. Трасса вела к «воздушным воротам» города – Центральному аэродрому имени М. Фрунзе на Ходынском поле и первому в стране пассажирскому аэровокзалу, к слову, на тот момент одному из крупнейших в мире.

Позднее Д.Чечулин вспоминал, что проектирование Центрального дома Аэрофлота было осуществлено в очень короткие сроки – за два с половиной месяца. Однако вопрос с новой планировкой площади Белорусско-Балтийского вокзала так и не был решен окончательно, и все застопорилось на стадии эскизных проектов.

Сергей Шаров

Продолжение следует - Почему Дом Аэрофлота на карте Москвы так и не появился, и в каком проекте Д.Чечулина,  спустя несколько десятилетий, он нашел свое «отражение». 



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История страны на марках. Выбираем самую самую.
  • Ностальгия о стране, которой больше нет
  • Приглашаем к обсуждению
  • Формула-1. Путь к победам
  • Любовь, которую мы выбираем
  • Названа самая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Цвет королевской любви
  • Символ «холодной войны»
  • Памятник жертвенной любви
  • Клод Моне. От карикатур до шедевров
  • Лувр. Дворец в охотничьих угодьях
  • Странное время года
  • Голосуем за Антарктиду
  • Ювелирное дело в филателии
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Три почтовых марки для Сенегала
  • Хлеб и письма блокадного Ленинграда
  • Почтовые дороги войны
  • Женщины Рафаэля Кирхнера
  • Гадкий утенок-голос в защиту
  • День рождения попкорна
  • Барышня, Смольный, пожалуйста
  • Кыргызстан. Лучший выпуск марок 2019 года
  • Редкие марки Ольденбурга
  • Лучшей маркой года признана...
  • Самая неудачная марка 2019 года- объявлен конкурс
  • Лучшая марка 2019 года по версии АО «Марка»
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание
  • Эх, дороги... Нелегкая доля ямщиков
  • Филателия в лицах. Первая новогодняя марка
  • Советская атомная бомба. Разведка
  • А скоро Новый год!
  • Что мы знаем о погоде?
  • Филателия - семейное увлечение
  • Самая большая коллекция
  • Эскизы одного художника
  • Самая рождественская сказка
  • Рождественская песнь
  • С ЛУФами или без?
  • Не дарите почтальонам алкоголь
  • Филателия в лицах. День Независимости Казахстана
  • Станция «Луна-9». Миссия выполнима
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
  • Лучшая марка 2019 года
  • Резьба по кости
  • Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
  • История Хрустального дворца
  • АЭС в филателии
  • Родина неожиданностей
  • День рождения почтовой марки
  • М.Сачёв: Марки - это возможность «тактильно» соприкоснуться с историей
  • Совместные выпуски. Укрепление дружбы
  • Непочтовые марки. Собирать, не собирать
  • История авиапочты
  • Кто подделал марки Викторианской эпохи?
  • Первая городская почта
  • Атомный век. Сталинский нарком
  • Блюда национальной кухни
  • Эх, дороги
  • Знаменитые ворота Индии
  • Портвейн и поузады
  • Новый Гоголь, или Куда исчезла семейная коллекция
  • РЕЗОЛЮЦИЯ Х научно-практического семинара по истории почты и филателии
  • Филателистический план ООН
  • Фигурная резка марок
  • Искусство & Ремесла & Марки
  • Атомный век. Атомный маршал
  • Монако. Как объехать страну за час
  • «Киношные» друзья человека
  • Для счастья нужен только альбом с марками
  • Непобедимый адмирал
  • Роль филателистической дипломатии
  • Это элементарно, Ватсон
  • Cамая красивая марка SEPAC 2019 года
  • Ватикан. Государство в государстве
  • План Америки раскрыт
  • Тыва. Первые марки
  • Критическая стадия коллекционирования
  • Почта Тувы. От оленей до автомобиля
  • Тыва - провинция Китая и протекторат Российской империи
  • Магия лунного света
  • Самый главный национальный продукт
  • От А до Я. Филателистический словарь. Окончание
  • Черчилль на марках. Это вам не цветочки
  • От А до Я. Филателистический словарь (П-Т)
  • Физкультура по-китайски
  • Айн Рэнд: Марки - это эстетика и чудесный восстановитель мозга
  • Шерше ля фам. Узнайте женщину
  • Все ли тайны раскрыла «Мона Лиза»?
  • От А до Я. Филателистический словарь (К-О)
  • Как я вернулся в филателию
  • Япония.Через малое видеть великое
  • Раз-два-три...продано!
  • Парагвай. Далекая-далекая страна
  • Сергей Морозов: Сувенирную буклетию есть смысл собирать
  • От А до Я. Филателистический словарь (А-И)
  • Все дороги ведут в Рим
  • Учкудук - урановые колодцы
  • Право голоса по гендерному признаку
  • Милькин и его марки
  • Антарктида. Неведомая земля
  • История британских памятных марок
  • История Минина и Пожарского
  • Атомный век. «Многовалентный» Флеров
  • Музыка марок
  • Марки для благотворительности
  • Ностальжи. Забытое хобби
  • Мост на Аляску, или стоит ли покупать Гренландию?
  • Альфонсы бывают разные
  • Марки разные читать
  • Физик и лирик
  • Возобновляемая энергия
  • Наследие принца Альберта
  • Аполлон-11. Гигантский скачок человечества
  • Истоки атома
  • Вышиваем марки
  • Самый узнаваемый дизайн
  • Мирный атом Обнинска
  • Атомный век. Засекреченный армянин
  • Маяки: от истории до памятных объектов
  • Тематика или хронология?
  • Кто сказал «мяу»?
  • Атомный век. Харитон против Оппенгеймера
  • Как увлечь детей филателией?
  • «Дружба народов» от визы не зависит
  • История и вопросы одного конверта
  • Атомный век. Отец советской атомной бомбы
  • Первый конкурс юных филателистов
  • Короли и филателия
  • Филателистическая история ЕАО
  • История одного эксперимента
  • Атомный век. Начало
  • Свидание на лунной орбите
  • Филателия в лицах. А.Сергеев: Коллекционирование – огромная, колоссальная, всепожирающая страсть
  • Песни бродят по Европе
  • Тур де Франс. Марки и факты
  • Филателия в лицах. Казахский Микеланджело
  • Президент Хаим Вейцман и его Институт в зеркале филателии
  • Интерес + Случай = Коллекция
  • От ромашки станет всем светлей
  • Игра этого лета
  • Марка с QR-кодом
  • Удивительные свойства филателии
  • Истории с провенансом. На одних весах с марками
  • Киты, крабы, осьминоги
  • Палитра марок СНГ
  • Филателия. В чем корень всех проблем?
  • Юмор и сатира на почтовых марках
  • Мариза Хилз. Ирония судьбы
  • Венский храм святителя Николая в филателии и филокартии