Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Лимонка – поучительная история одной марки

2021-11-04 21:58:53, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Лимонка –  история одной марки.

Краткая история: После гражданской войны, голода и инфляции вышла первая серия стандартных марок СССР в твердой валюте. Впоследствии она была названа «Золотым стандартом». Одна из выпущенных марок серии волей случая стала одной из самых редких в СССР. Филателисты ее окрестили «лимонкой». Редкость «лимонки» издавна и по сей день провоцирует появление фальшивок на филателистическом рынке. Какой урок мы можем почерпнуть из интересной истории всего одной марки?...

На проходившей филателистической выставке в Лондоне «Россика-2018» была представлена экспозиция, посвященная всего одной марке – в народе называемой «лимонка». Этот термин даже попал в Большой филателистический словарь (изд-во «Радио и связь» СССР) с пояснением «Является одной из самых редких почтовых марок СССР, особенно в негашеном виде».

Экспозиция рассказывает о происхождении этой самой редкой почтовой марки советского периода.  Марка под номером 136  по каталогу ЦФА СССР (или № 50 по каталогу Загорского) из серии «золотого стандарта» именуется филателистами «лимонкой» по  цвету рисунка. Марка вышла в обращение 6 февраля 1925 года и имеет рамочную  зубцовку 14:14 ½.

История этой марки интересна и поучительна. Редкость негашеной марки объясняется тем, что с такой зубцовкой был отпечатан лишь незначительный тираж и затем перфорационная машина вышла из строя. Ведь на этой самой машине печатались еще одни из самых первых почтовых марок Российской империи.

Таким образом, весь основной тираж этой марки печатался с перфорацией 12. Обе марки поступили в обращение в одно время, и из-за отсутствия информации  филателисты узнали о марке № 136 лишь когда она уже исчезла из продажи, разойдясь по почтовым отделениям в разных городах. Ну и разумеется, были использованы по назначению – наклеены на отправления. Именно поэтому негашеных экземпляров практически не осталось.  В частности, в мире известно всего лишь 2 экземпляра чистых квартблоков этой марки.

Все-таки в гашеном виде марка встречается довольно часто, что объясняется двумя причинами. Марка имеет номинал 15 коп, что соответствовало тарифу дополнительного сбора за корреспонденцию авиа внутри страны. В то время  Постановление Совнаркома  РСФСР «О монополии по филателии» от 30 декабря 1921 года обязывало всех граждан выполнять программу « Сберегая почтовую марку – даешь кусок хлеба голодному». Почтовые марки, особенно гашеные с конвертов, должны были не выбрасываться, а сохраняться и отсылаться в адрес уполномоченного лица, которым являлся известный коллекционер Федор Чучин. Этим и объясняется довольно большое количество сохраненных гашеных экземпляров этой марки и относительную доступность ее по цене.

Чего не скажешь про негашеные экземпляры в состоянии люкс с «родным» клеем и без наклеек. Со временем, чистая марка стала вожделенным желанием обладания для любого коллекционера.

Редкость такой настоящей «лимонки» провоцирует появление фальшивок на филателистическом рынке. В экспозиции были представлены 2 подлинные марки с сертификатами экспертов (один – известного филателиста Збигнева  Микульского), а также примеры различных типов фальшивок, включающие: 

1) сведение штемпеля,

2) перебивка зуцовки с последующей раскаткой марки,

на фото сверху - перебивка на мелкую зубцовку по верху и низу пары марок

на фото снизу - сравнение трех марок: зуб. 12 обычная, далее перебивка из нее (видно что стала меньше размером и третья - настоящая гашеная зубцовкой 14

 

3) врезка рисунка марки 136А (рамочная зубцовка 12) в другую с подлинным зубом 14:14 ½.

Детально проиллюстрированы способы распознавания фальшивок. Один из экземпляров сделан настолько искусно, предположительно методом врезки, что даже оснащенные оборудованием эксперты не могли 100-процентно указать на признаки и технологию изготовления.

как видим, глазом ничего не определишь

Следует отметить, что многие варианты изготовления подделок стали возможны еще и потому, что марки первых выпусков золотого стандарта изготавливались тогда без каких-либо способов защиты от подделок. Ну а времена то какие были!

Марки золотого стандарта выпускались с октября 1923 года на простой бумаге без всякой защиты от подделок, и лишь в январе 1925 года постепенно отдельными номиналами стали печататься на бумаге с водяным знаком «ковер», и такой выпуск продолжался до 1927 года. А в июле 1926 года на бумаге с водяным знаком но в беззубцовом варианте был издан и для нужд коллекционеров. Понятно, что подделывать такие марки стало крайне затруднительно.

 

Почему я затронул эту тему? Казалось бы, дела давно минувших дней. Да и вопрос фальшивок касается лишь дорогих редких марок и тех коллекционеров, кто может позволить себе их приобрести. Увы!....

Фальшивые современные марки Российской Федерации стали появляться с завидным постоянством. И это явно не способствует популяризации филателии и привлечению к этому виду коллекционирования новых увлеченных людей.

В марте 2016 года мы официально узнали о борьбе с подпольным рынком марочной продукции (не путать с ликеро-водочной). Заместитель гендиректора «Почты России» по почтовому бизнесу Инесса Галактионова заявляла, что за пять лет служба получила ущерб более 28 млрд руб. из-за «серой почты».

«…По сути марки - это валюта, потому что они являются платой за услуги, которые оказывает почта. Но эти марки не имеют соответствующих степеней защиты, на них нет водяных госзнаков, вплоть до того, что люди на цветном принтере их печатают, а почта потом обслуживает».

Известная поговорка гласит: «дурное дело – не хитрое». И если вопрос фальсификации стандартных почтовых марок РФ для нужд Почты России вызвал резонанс и были приняты контр-меры, то фальсификация почтовых марок в ущерб коллекционеров продолжает оставаться безнаказанной.

Мы все боимся нарваться на фальшивые «художественные» марки. Подозреваем, что такие где-то появляются. Ведь действительно качественные принтеры у народа уже имеются. Или доступ к типографскому оборудованию. «Настоящую» бумагу найти сейчас не трудно. С технологией нанесения клея и пробивки зубцовки можно разобраться. К счастью, мне еще не попадались подделки современных марок России, которые я бы не «учуял» на расстоянии 30-40 сантиметров и без всяких увеличительных устройств.

В настоящий момент, идя навстречу удобству работников почтовых отделений, которые теперь фактически полностью ушли от «наклейки языком», все шире стал распространяться выпуск почтовых марок самоклеек, как стандартных, так и художественных. К сожалению, подобные выпуски осуществлялись по упрощенной технологии печати, использования бумаги и способа вырубки, которые применяются сегодня также многочисленными типографиями, что специализируются на выпуске миллионными тиражами (если не миллиардными) разнообразных этикеток, рекламных наклеек и прочее. Вот и стали появляться фальшивые «шайбы» (новогодний выпуск 2004 года) и некоторые другие знаковые художественные самоклейки.

Мной был подмечен и не тривиальный способ проталкивания подобных на филателистический рынок. Под видом «бесплатного бонуса» к какому-либо очень интересному для всех лоту предлагаются несколько экземпляров самоклеек. Без каких либо уточнений, что это «реплика» или «копия». И какие могут быть к Продавцу претензии при изучении купленного? Это Вам был бесплатный бонус!

На что расчет? Что простые коллекционеры, получив в количестве такие экземпляры достаточно дорогих позиций, пользующихся спросом, теперь сами их станут распространять дальше (дьявольское искушение подзаработать). И тем самым невольно станут заполнять рынок фальшивками.

Но опаснее всего для коллекционеров, когда проталкиванию в жизнь подделок способствуют каталоги. Когда сомнительные по происхождению выпуски или так называемые разновидности, пробы, беззубцовые выпуски фиксируются на бумаге. Вот тогда коллекционер остается с каталогом в руках и наедине сам с собой: «собирать такие экземпляры и тратить на них немалые деньги? Или – нет?».

Остается сожалеть, что печатая на простой бумаге фактически деньги, и судя по нынешним номиналам - немалые (50 руб., 100 руб, блоки уже по 150 руб.), изготовитель почтовых марок слабо заботится о защите собственной продукции от подделок, о пресечении распространения подобных подделок, то есть – и о защите многочисленных коллекционеров, кто покупает эту продукции. А участившиеся в последнее время надпечатки на старых выпусках, вместо изготовления нового, красивого, информативного выпуска, только играют на руку «фальшиво-марочникам».

Может это - оригинальная дань прошлому, дань традициям? Ведь в 1920-х годах сколько было надпечаток!!! Ведь и «лимонка» - это редкость тех лет.

Какое можно сделать заключение?. История одной марки «лимонка», превращение ее в редчайшую, появление разнообразных способов ее фальсификации и трудности их выявления, способствовало появлению повышенного интереса к редкостям. Стала поводом для передаваемых филателистами былин и не былин. Что также является неотъемлемой увлекательной частью любого коллекционирования.

Но игнорирование проблемы фальсификации почтовых марок, и в первую очередь – современных, скорее подрывает саму суть коллекционирования, доверия филателистов. И не способствует популяризации Филателии.

Об этом и рассказывает филателистическая экспозиция «Лимонка, история одной марки». На это я и хотел обратить внимание филателистов.




Комментарии к статье:
2021-11-11 23:43:21, Валерий
У меня в коллекции есть эта марка. Надо будет измерить зубцы. Что же касается проблемы , то правило гласит - если есть спрос, будет и предложение.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи
  • Открытка в зеркале истории России
  • В Воронеже с размахом отпраздновали вековой юбилей пионерии
  • ФилОбзор. Владимир Этуш
  • Коломна на почтовых марках
  • Письма Победы
  • Коллекции одного художника
  • Филателия всей жизни
  • Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
  • Автографы Героев Советского Союза
  • К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки
  • Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России
  • Тени и силуэты в Пушкиниане
  • Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
  • Весточки с фронта
  • С Днем Победы! Пишу тебе письмо из 45-го
  • Высоцкий в филателистических знаках
  • Дефицит рождает идею, идея рождает действие
  • Музей Высоцкого: марки, конверты, открытки...
  • Как домашняя коллекция переросла в музей
  • Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
  • Разбираем архивы. Первомай
  • Апрельский обзор выпусков почтовых марок
  • Иркутск в зеркале филателии
  • О рекорде скорости
  • Евгений Онегин и почтовые марки
  • Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках
  • Анджелина Джоли – филателистический взгляд
  • ФилОбзор. Герои инженерных войск
  • Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
  • Билл и Бен
  • Счастливая звезда Анатолия Калашникова
  • Почтовая графика Бориса Зворыкина
  • Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
  • ФилОбзор. Россия ягодная
  • Золушки на почтовых конвертах
  • День космонавтики на открытках
  • ФилОбзор. Сувениры из янтаря
  • Башни Московского Кремля на почтовых марках СССР и России
  • Удивительный феномен Cергея Дягилева
  • Марки о космосе
  • Открытки художника Владимира Егорова
  • Путешествие с почтой Туниса
  • Самый первый «омский» конверт
  • Пионеры отмечают юбилей
  • Очаровательные мотыльки
  • Филателистические картины
  • Мартовский обзор выпусков почтовых марок
  • Птицы на марках Европы. Часть II
  • Бабочки Петра I
  • Киловар и марки Российской Империи
  • ФилОбзор. Алые паруса
  • А что такое «гашеные»? У меня все марки хорошие...
  • Мосты Москвы. К 875-летию города
  • Достаточно одной картины, чтобы войти в историю
  • ФилОбзор. Крещение Алании и Воронцовский дворец
  • Как королевы увлекались бабочками
  • Птицы на марках Европы
  • Юбилей с изюминкой
  • Он впитал в себя душу природы
  • Магия чисел
  • Монументальная пушкиниана на почтовых марках
  • Самые редкие марки Австралии
  • Флора на марках. Продолжение
  • ФилОбзор. В.Ф. Яковлев
  • Разбираем архивы. Самый женский день!
  • История Антарктики в почтовых марках
  • Флора на марках
  • Решение VIII съезда СФР
  • XXIV зимние Олимпийские игры в филателии
  • Филателистическая Пушкиниана Тверского края
  • Ювелирные изделия ручной работы в Средиземноморье
  • По страницам олимпийской истории
  • Новые страницы истории
  • Вгиковец Юрий Ряховский создавал рисунки, знакомые многим
  • Певец русской природы
  • Он нарисовал для нас Новый год
  • История стран Северной Америки в почтовых марках
  • Разбираем архивы. Солдаты армий мира. Чья армия сильнее?
  • ФилОбзор. Герои Российской Федерации
  • XIII Научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Что не так на этой марке?
  • Обзор марок за февраль
  • Почтовая марка в честь 700-летия Выборга
  • Навстречу съезду. Программы кандидатов в Президенты СФР
  • ФилОбзор. Художник и музей
  • Филателия, города, события и судьбы!
  • Сегодня марки по... цене от каталога?
  • Из истории отечественного автомобилестроения
  • История Австралии и окружающих островов Южной Океании в почтовых марках
  • Образ В.И. Ленина в филателии