Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Юбилей великого художника. Жажда жизни

2022-08-30 09:36:33, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 160-летию со дня рождения Густава Климта

В этом году исполняется 160 лет со дня рождения Густава Климта (1862 – 1918) – выдающегося австрийского художника, снискавшего мировую славу. Ему посвящены почтовые эмиссии многих стран мира. Рассмотрим их поподробнее.

Марок и блоков, посвященных Густаву Климту, так много, что разбегаются глаза. Можно составить настоящую филателистическую летопись творчества художника, раскрыть разные грани его живописи. Очень хорошо, что марки не только знакомят нас с признанными шедеврами, но и отражают различные этапы творчества художника, в том числе ранний период.

Художник родился в 1862 году в предместье Вены в чешской семье. Глава семейства был золотых дел мастером, но это ремесло не давало больших доходов. В семье было семеро детей, и сыновья (Густав и Эрнст) с ранних лет должны были думать о заработке.

Итак, юность Климта была небогатой. Он не пошел по стопам отца в плане ювелирного искусства, но рано проявил тягу к живописи. Талантливый юноша поступил в Венское художественно-промышленное училище, причем делал там большие успехи и добился стипендии.

Одним из самых значительных учителей будущего реформатора живописи был знаменитый живописец Ганс Макарт (1840 – 1884). Этот талантливый венский живописец-академист не только обучал молодых людей живописи, но и давал им жизненные уроки, наставляя их в таком важном деле как получение заказов на живописные работы. У Макарта Климт перенял не только живописную манеру (которую он, впрочем, неоднократно менял), но и практическую смётку и умение находить богатых заказчиков. Макарт очень любил богатую предметную среду, на его картинах вещи часто бывают разбросаны в живописном беспорядке. Филателист, который захочет создать тематическую коллекцию о Климте, просто обязан начать с Макарта (благо ему посвящено несколько марок).

Важным этапом в творчестве Климта стало создание так называемых «факультетских картин» – тематических панно, посвященных философии, юриспруденции и медицине. Они вызывали сложные чувства у высокопоставленных чиновников. Не все понимали, что в Вене рождается совсем новый стиль, неведомая ранее эстетика… Самым известным из этих работ является декоративное панно «Медицина», которое мы видим на многоцветной марке Австрии.

Взглянем на марки, репродуцирующие картину Климта «Поцелуй». Она широко воспроизводится не только на марках, но и на изделиях из стекла и фарфора. На некоторых марках картина воспроизведена целиком, но есть и такие почтовые миниатюры, на которых мы видим фрагменты этой композиции.

В чём магия этой необыкновенной картины? К ней привлекают внимание необычный ракурс и растворение фигур в живописном фоне. Здесь есть явное влияние египетского искусства и в то же время мы видим отголоски искусства Японии. Таков уж Густав Климт. Как критики, так и зрители сразу же обратили внимание на оригинальную манеру Климта. У него не было отбоя от заказчиков, хотя выбирал он всегда самых богатых. Портреты жен промышленников и банкиров, отличительной чертой которых был декоративный фон и широкое использование золота, воспроизведены на многих марках и блоках.

В 1897 году Климт вместе с коллегами-художниками основал новаторское объединение «Венский сецессион». В него входили талантливые живописцы, архитекторы и мастера декоративно-прикладного искусства. Объединение имело самое прямое отношение к почтовому дизайну, так как один из его основателей – Коломан Мозер (1868 – 1918) создал немало запоминающихся почтовых миниатюр.

Манера Мозера получила название геометрический стиль, так как художник часто вписывал изображение в геометрические фигуры и снабжал декоративные рамки строгим геометрическим орнаментом. 

Художница Елена Маковская (1878 – 1967), дочь знаменитого живописца Константина Маковского активно участвовала в работе Венского сецессиона. Ею был создан цикл почтовых открыток на темы русских пословиц. Это удивительный пример соприкосновения Венского сецессиона» с русской культурой.

К 150-летию Климта, которое отмечалось ровно десять лет назад в разных странах мира вышли филателистические материалы, познакомившие филателистов с такими известными картинами художника как «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Портрет Сони Книпс», «Поцелуй», «Меза Примавези» и другими запоминающимися работами великого художника.

Можем ли мы надеяться, что в ближайшие годы в Австрии появятся, например, новейшие исследования о творчестве Елены Маковской (ведь в будущем году исполнится 145 лет со дня ее рождения)? Историки живописи хорошо помнят, что тема «Климт и русская живопись» ждёт своего исследователя.

Самыми талантливыми художниками, которые учились у Климта, по праву считаются О.Кокошка и Э.Шиле. Интересно, что как Э.Шиле, так и О.Кокошка отметились в почтовой графике, создав оригинальные открытки для новаторского объединения «Венские мастерские», в которое вошли некоторые известные представители Венского сецессиона. Членом Венских мастерских была и Елена Маковская. Выйдя замуж за скульптора Рихарда Лукша, она стала носить двойную фамилию Лукш-Маковская. После развода с мужем она не вернулась в Россию, так как не знала, что её ждёт на родине. Очень жаль, что работ Е.К.Лукш-Маковской нет на марках и репродукционных открытках России, вследствие чего хочется выразить надежду, что когда-нибудь такие коллекционные материалы появятся.

Так сложилось, что 1918 год стал годом трагических утрат для искусства Австрии. Эпидемия испанки стала настоящей трагедией для Европы. Ушел из жизни талантливый архитектор Отто Вагнер, получивший европейскую известность. Скончался знаменитый дизайнер Коломан Мозер, реформировавший декоративно-прикладное искусство Европы, в том числе и эстетику почтовых отправлений. Ушел талантливейший ученик Климта Эгон Шиле (1890 – 1918), которому было всего 27 лет. Ушёл и сам Климт. Существует памятный блок из четырёх марок, который посвящен памяти этих четырёх жертв испанки.

Важно отметить, что этот блок может быть интересен не только тем филателистам, кто отражает в своих собраниях искусствоведческую тематику, но и тем, кто разрабатывает медицинскую тему. Все четверо умерли от испанки. Климт создал панно «Медицина». Мозер спроектировал уникальное кресло для инвалидов. Шиле разрабатывал тему смерти. А приемы Вагнера использовались при проектировании водолечебниц. Получается, что все четверо имели отношение к медицине.

А как можно раскрыть тему «Климт и русская культура»? Оказывается, в распоряжении филателистов есть соответствующие материалы. Ведь в России Климта знали и любили многие художники. Первым назовем А.Я.Головина (1863 – 1930), в пейзажах которого ощущается влияние композиционных приёмов сецессионистских картин. У Климта и Головина есть похожие квадратные полотна с изображением деревьев. Они имеют квадратный формат. Оба художника с особым лирическим чувством изображали берёзы.

А.Я.Головину посвящена почтовая карточка с оригинальной маркой. Знаменитого цикла пейзажей, созданных Головиным, пока нет на марках, но будем надеяться, что они появятся в будущем, и тогда перекличка со стилем Климта будет ещё нагляднее.

Нельзя не назвать и М.А.Врубеля (особенно его работы на мифологическую тему) с характерной для его манеры свободной компоновкой объёмов. Специалисты подробно изучили общие черты манер двух художников и выявили интересные закономерности. В горизонтальных композициях художники словно прижимают своих персонажей к нижней кромке картины, на них давит груз впечатлений или каких-то загадочных энергетических облаков.

И Климт, и Врубель хотели отразить в своих работах бесконечность Вселенной, выйти в астральный мир. Обоих по праву можно считать гениальными мифотворцами. И как хорошо, что марки и открытки помогают нам постичь эти мифы, глубже их понять. Итак, основателя Венского сецессиона знали и очень уважали в России. И хотя о нем не выходили книги, но, тем не менее, появлялись статьи авторитетных критиков. Например, И.Э.Грабарь написал обстоятельную статью «Сецессион в Вене». Игорю Эммануиловичу посвящён блок РФ 2020 года.

Климта обсуждали, упоминали, его манеру анализировали… Но у него были и ненавистники, среди которых мы находим, как это ни странно, И.Е.Репина. Он не соглашался с композиционными принципами Климта. Не одобрял их и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856 – 1933), который не без злой иронии отмечал, что вокруг картины надо ходить, чтобы найти удобную точку обозрения. И это очень раздражало знаменитого художника…

А ведь с развитием, например, космической темы в изобразительном искусстве (в том числе и в почтовой графике) для дизайнеров марок (да и вообще для художников) стало проблемой изображение невесомости. И постепенно становилось обычным делом смещать оптический центр композиции в разные стороны, создавая иллюзию, что зритель наблюдает за изображённым объектом чуть ли не в состоянии невесомости. Иногда возникает впечатление, что художник приглашает зрителя взлететь и посмотреть на изображаемых людей сверху…

Современные любители живописи и искусствоведы давно привыкли к этим эффектам. А во времена А.Васнецова это казалось чудачеством, вот Аполлинарий Михайлович и пришел в негодование. Но при этом всё равно мы при филателистической фиксации темы «Климт и русская культура» обязаны поместить в эту тематическую подборку как минимум один знак почтовой оплаты, посвящённый А.М.Васнецову.

Но мы не можем оставить без внимания и архитектурную тему. В России знали о появлении в Вене нового выставочного зала, и новаторский стиль Сецессион-гауза не мог не вызывать восхищения. Отголоски этого стиля мы находим в некоторых памятниках отечественной архитектуры, поэтому соответствующие марки и конверты помогут нам зафиксировать эту тему.

Например, на одном из почтовых конвертов, выпущенных в СССР, можно видеть здание Театра Ленинского Комсомола (г.Москва). Это здание бывшего купеческого клуба на Малой Дмитровке. В здании сохранились росписи, которые выполнил российский архитектор Иванов-Шиц (1865 – 1937). В этих талантливых композициях, выполненных по канонам русского символизма, чувствуется явное влияние климтовских приемов.

Здание особняка М.Кшесинской (ныне – Музей политической истории России, архитектор А.И. фон Гоген) напоминает нам здание Венского сецессиона как своими очертаниями, так и некоторыми элементами внутреннего убранства, о которых можно судить по сохранившимся фотографиям.

Перейдём к почтовым выпускам, посвящённым Климту. Можно ли обобщить какие-то структурные особенности почтовых блоков, воспроизводящих живопись интересующего нас художника? Наверное, уже пора это сделать. И вот что бросается в глаза.

Во-первых, маркоиздатели впечатлены тем образом Климта, который создал на экране Джон Малкович (здесь и портретное сходство, и глубокая проработка образа). И на нескольких блоках мы видим не самого художника, а исполняющего его роль Дж.Малковича, поэтому климтовские марки интересны и тем филателистам, которые разрабатывают тему «Киноискусство».

Во-вторых, дизайнеры блоков стали стремиться к максимальной информативности композиции. Некоторые блоки можно читать как книги. Ведь мы видим на полях этих филателистических объектов не только кадры уже упомянутого фильма, но и архивные фотографии художника. Например, его фотопортрет в греческой тунике и с кошкой на руках. Здесь у художника очень открытое и доброе лицо. Он очень любил кошек и прощал им, когда они свободно разгуливали по его рисункам, разбросанным по полу мастерской, оставляли на гениальных набросках следы когтей...

Климт ходил по мастерской в греческой тунике. И так же стилизовал себя под художника эпохи античности выдающийся русский поэт Максимилиан Волошин (1877 – 1932), который тоже заслуживает упоминания в связи с Климтом. Оба художника тонко чувствовали образ волн, разрабатывали тему единения человека с природой и с древними культурами.

Интересно, что Климт, скончавшийся 104 года назад, приобретает сегодня в России (и в мире) множество последователей. Сегодня число апологетов климтовской манеры в России становится всё больше. Появляются и открытки с символистскими композициями, созданными современными живописцами (не называем имен, потому что молодые авторы могут и не признавать, что у них перед глазами был венский модерн). Но отметим с радостью, что эти открытки – уникальные примеры диалога истории с современностью. Художник, родившийся 160 лет назад, вдохновляет современных мастеров кисти и резца, подвигает их на создание новых, оригинальных произведений.

Мастера декоративно-прикладного искусства не устают украшать шкатулки, пеналы и разные изделия из дерева и керамики композициями, навеянными произведениями Климта. Поэтому мы поместим в нашу подборку ещё и филателистические материалы, посвященные знаменитому храму Спас-на-Крови (архитектор Парланд, Санкт-Петербург). Но почему?

Дело в том, что небольшой рынок сувениров, на прилавках которого можно было увидеть десятки авторских парафразов климтовских композиций, несколько лет работал почти что рядом с собором. А одним из мастеров, работы которых украшали интерьер собора, был М.В.Нестеров, художник, выставлявшийся в венском сецессионе. Кроме М.В.Нестерова там выставлялись Б.М.Кустодиев, Ф.А.Малявин, Л.С. Бакст (он даже создал афишу одной из выставок Сецессиона) и другие прославленные художники.

Хочется верить, что со временем наши филателисты обобщат климтовские марки и блоки. Может появиться даже каталог, который имел бы вид книги по изобразительному искусству. А в предисловии к такому каталогу можно поместить марки СССР и России, отражающие упомянутые нами выше явления русской культуры (портреты М.Врубеля, И.Грабаря, А.Васнецова и даже художника, не любившего Климта, – И.Е.Репина). Представить себе художественную жизнь России не только двадцатого, но и двадцать первого века без влияния Венского сецессиона уже невозможно.

Статья опубликована в сокращенном варианте.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-09-01 11:50:49, Владимир
Интересно и познавательно! Спасибо автору!
2022-09-06 12:08:43, Андрей Дьяченко
Владимир, я рад, что Вам понравилось. Скоро выйдет серия АРХИТЕКТУРА САМАРЫ, и там будет марка ДОМ СО СЛОНАМИ. Архитектура этого дома имеет непосредственное отношение к теме ВЕНСКИЙ СЕЦЕССИОН.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателистом!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи